Вагончик тронется над Окой: «канатку» от Гагарина до «Заречки» построят в Нижнем Новгороде

Обзоры
762
1

Ровно одиннадцать лет назад была открыта первая в регионе канатная дорога Нижний Новгород - Бор. Буквально спустя год после ее открытия у региональных властей появилась инициатива построить еще три канатные дороги, соединяющие заречную и нагорную части города. Однако эти планы так и остались на бумаге, но спустя почти десять лет было решено вернуться к прежним проектам и построить одну из трех воздушных переправ, которая соединит станцию метро «Заречная»  с проспектом Гагарина в районе Дворца спорта.

Первая «канатка» 

Вагончик тронется над Окой - фото 1

Фото: Алексей Чугунов/ДОМОСТРОЙРФ

В декабре 2007 года французская компания «Pomagalski» (Poma) представила проект канатной дороги в Нижнем Новгороде, а через два года на белгородском предприятии ЗАО «Энергомаш» специалисты разработали комплект чертежей. Строительство «канатки» началось в январе 2010 года, ее  планировалось открыть уже  в сентябре, однако в мае того же года на этапе строительства проект отправили на доработку, после которой снова потребовалось прохождение госэкспертизы.

Поэтому сроки открытия канатной дороги перенесли на второй квартал 2011 года. В феврале 2011 года еще монтировалась опора, расположенная на острове, а уже в сентябре начался монтаж технологического каната с помощью вертолета. Для этого в течение нескольких дней приходилось перекрывать отдельные участки реки Волги между опорами на три часа. В итоге канатную дорогу открыли лишь 9 февраля 2012 года.

Общий объем инвестиций в строительство воздушной переправы составил 943,6  млн рублей. Оборудование для канатной дороги поставила французская компания Pomagalski S.A. (Poma).

Вагончик тронется над Окой - фото 2

Фото: сайт АО «Нижегородские канатные дороги»

Первыми пассажирами канатной дороги стали губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, вице-губернатор Вадим Иванов, экс-мэр Нижнего Новгорода, депутат Госдумы РФ Вадим Булавинов и другие чиновники. Изначально планировалось провести испытания с помощью мешков с песком, но их привезти не успели.

«Ощущение очень приятное. Абсолютно не чувствуется высоты, из кабины прекрасный вид. Всего 12 минут - и мы на другом берегу Волги. Мне кажется, очень удобный транспорт»,- поделился тогда с журналистами своими эмоциями Вадим Иванов.

Между тем, «воздушная переправа» между Нижним Новгородом и Бором среди канатных дорог, используемых как общественный транспорт, самая большая по протяженности и самая высокая в Европе по высоте двух опор - в 95 метров каждая. Ее длина составляет 3661 метр, а перепад высот - 62 метра. Трос с кабинками поддерживают 10 огромных стальных опор. Они изготовлены на белгородском  ЗАО «Энергомаш». Стальной оцинкованный несуще-тяговой канат выпушен французской фирмой «Trefileurope».

Канатная дорога с 2012 по 2022 год перевезла более 16,5 млн человек. Только за 2021 год пассажиропоток составил 1,58 млн человек.

Три  нереализованных проекта  

Вагончик тронется над Окой - фото 3

Фото: сайт Стратегии развития Нижегородской области

Спустя год после открытия канатной дороги между Нижним Новгородом  и Бором французская компания Poma вышла с предложением о строительстве еще трех канатных дорог в Нижнем Новгороде.

На международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM-2013 в Канне 12 марта 2013 года правительство Нижегородской области, ОАО «Нижегородские канатные дороги» и компания Poma подписали соглашение о строительства еще трех канатных  дорог в Нижнем Новгороде. Соглашение предполагало строительство воздушных переправ до 2017 года. Самой длинной канатной дорогой должна была стать воздушная переправа Автозавод – Щербинки, ее протяженность оценивалась в 6,4 км.

Верхнюю станцию планировалось построить около будущей автостанции «Щербинки», а нижнюю - у с станции метро «Парк культуры» в Автозаводском районе. Пропускная способность дороги оценивалась в 1–1,5 тысяч человек в час, а стоимость строительства переправы - 1,5 млрд рублей.  Вторая канатная дорога протяженностью 3,1 км должна была соединить проспект Гагарина (в районе улицы Терешковой) и станцию метро «Заречная».

Стоимость строительства этой воздушной переправы с такой же пропускной способностью оценили в 950 млн рублей. Еще одну канатную дорогу планировалось построить за 850 млн рублей от набережной Федоровского до стадиона «Нижний Новгород», который был построен к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Протяженность этой  воздушной переправы составляла 2 км, а пропускная способность – около 1 тысячи человек в час.

Общая стоимости проектов  оценивалась в 3,3 млрд рублей. Причем половину этих средств планировалось выделить из регионального бюджета, а остальные средства получить от частных инвесторов.

«Первый проект канатной дороги Нижний Новгород — Бор мы реализовали достаточно успешно и рассчитываем на то, что три других проекта будут также быстро реализованы. Подписанное соглашение окажет существенное влияние на развитие транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода. Это особенно важно в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года»,- сообщила тогда заместитель губернатора Нижегородской области Наталия Казачкова.

Однако эти три проекта так и не были реализованы. Вместо канатной дороги от набережной Федоровского до стадиона «Нижний Новгород» было решено построить ветку метро от станции «Московская» до Стрелки, которая полностью решила транспортные проблемы с подвозом болельщиков до стадиона во время проведения мундиаля.

Первая над Окой

Вагончик тронется над Окой - фото 4

Фото: Алексей Чугунов/ДОМОСТРОЙРФ

В 2021 году планы по строительству канатной дороги через Оку в Нижнем Новгороде озвучила компания Poma. Французский инвестор оценил стоимость ее строительства в 2,3 млрд рублей. Строительство канатной дороги Poma планировалось начать в этом году, однако летом прошлого года появилась информация, что строительством «канатки» планирует заняться другой инвестор.

В начале июня 2022 года совет по земельным и имущественным отношениям при правительстве Нижегородской области рассмотрел инициативу московского ООО «УрбанТех» по проектированию, строительству и эксплуатации канатной дороги через Оку. Верхнюю станцию предлагается построить на проспекте Гагарина около Дворца спорта, а нижнюю станцию - рядом со станцией метро «Заречная». Между двумя станциями предполагается строительство промежуточной станции «Тихая Гавань» в районе улицы Баумана.

Для трассы установят 18 опор, «канатка» сможет перевозить 1000 пассажиров в час при пиковых нагрузках. Вместимость одной кабинки – 8-12 человек.

Время в пути по канатной дороге протяженностью в 3,34 километра  составит всего 14 минут. Скорость движения кабин в часы пик составит пять метров в секунду.

Вагончик тронется над Окой - фото 5

Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области

ООО «УрбанТех»  планирует построить канатную дорогу в течение трех лет, стоимость строительства оценивается в 4,5 млрд рублей по ценам 2022 года. Точная стоимость строительства станет известна после завершения проектирования и получения заключения главгосэкспертизы.

Министерство транспорта и автомобильных дорог региона посчитало проект  позитивным, так как «канатка» позволит разгрузить участки дорог и уменьшить пробки.

В минфине Нижегородской области остались недовольны финансовыми планами ООО «УрбанТех». Компания предполагает установить цену билета  в 173 рублей за одну поездку. При этом стоимость одной поездки в одну сторону по действующей канатной дороге между Нижним Новгородом и Бором составляет 100 рублей.  

«В своей финансовой модели инвестор рассчитывает на пассажиропоток в  10 тысяч человек в день, это вдвое больше, чем перевозит канатная дорога  Нижний Новгород – Бор. Нас эти расчеты настораживают, мы сомневаемся, будет ли так востребована канатная дорога через Оку»,- сказала заместитель министра финансов региона Наталья Лобанова.

Заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков согласился с замминистра финансов в том, что финансовая модель сделана «слишком оптимистично», но пообещал «поправить ее на этапе переговоров». В результате было принято решение признать целесообразным заключение концессионного соглашения с ООО «УрбанТех» на «иных условиях».

Между тем, ГК «УрбанТех» реализует проект по созданию интеллектуальной транспортной системы в Нижегородской городской агломерации с 2021 года. В рамках этого проекта компания уже приступила к созданию единой платформы управления транспортными системами – ЕПУТС. За счет этого предлагается увеличить пропускную способность улиц и дорог в Нижнем Новгороде до 20%.

В конце декабря 2022 года завершились торги на строительство канатной дороги через Оку.

«Заявка на строительство канатной дороги через Оку в Нижнем Новгороде  по концессии поступила только от ГК «Урбантех». О подписании соглашения будет сообщено дополнительно»»,- пояснили в министерстве экономического развития и инвестиций региона.

В свою очередь, в  ГК «УрбанТех» сообщили, что до момента подписания концессионного соглашения с правительством Нижегородской области не смогут прокомментировать параметры проекта.

Хочется верить, что канатная дорога будет построена в короткие сроки, как и воздушная переправа между Нижним Новгородом и Бором, что позволит разгрузить Мызинский мост и проспект Гагарина в часы пик.

Самые интересные новости портала ДОМОСТРОЙРФ.РУ читайте в Telegram и ВКонтакте.

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Александр
Всё хона зелёной зоне всё перекопают деревья по-вырубают ради кокойта канатной дороги,а вы людей спросили нужна-ли им эта канатка.
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков