Какие сделки с недвижимостью сегодня обязательно заверяются у нотариуса?

Обзоры
1010
0

Какие сделки с недвижимостью сегодня обязательно заверяются у нотариуса? - фото 1

Законом установлено обязательное присутствие нотариуса в наиболее проблемных сегментах правоотношений на рынке недвижимости, где есть риск не учесть интересы того или иного собственника, нарушить его законные права, чем нередко пользуются мошенники. Какие операции сегодня подлежат обязательному нотариальному заверению DomostroyNN разъяснили в Федеральной нотариальной палате.

В настоящее время обязательному нотариальному удостоверению подлежат:

  • все сделки с долями в праве общей собственности;
  • сделки по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
  • сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки;
  • договоры ипотеки долей в недвижимости;
  • соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака.

Что не обязательно, но можно заверить у нотариуса?

Все остальные сделки по отчуждению (купли-продажи, мены, дарения и т.д) объектов недвижимости россияне имеют право оформлять как нотариально, так и в простой письменной форме. Однако нотариальная форма удостоверения сделки рекомендуется как наиболее надежный, удобный и выгодный для всех ее участников способ защиты прав и гарант отсутствия проблем в будущем.

Когда сделку с недвижимостью могут признать недействительной?

В случаях, когда сделки заключаются в простой письменной форме, причин для признания их недействительными может быть масса. Если мы говорим о сделках, удостоверенных нотариусом, то здесь риск признания сделки недействительной сведен к абсолютному минимуму: нотариус досконально проверяет все представленные бумаги перед совершением нотариального действия. Документы, удостоверенные им, имеют повышенную доказательственную силу в суде. Нотариус совершает нотариальные действия, руководствуясь правилами нотариального делопроизводства, регламентом совершения нотариальных действий, которые определяют объем информации и способ ее фиксирования.

Важно отметить еще и тот факт, что за сделку в простой письменной форме, по сути, никто не несет ответственности. Если же ошибку, повлекшую признание сделки недействительной, совершил нотариус, то он возместит нанесенный ущерб в полном объеме. Причиненный вред компенсируется полностью за счет индивидуальной страховки нотариуса, коллективного страхования нотариальной палаты, личного имущества нотариуса и компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Какими новыми полномочиями наделили нотариусов в 2019 году?

Согласно изменениям в Федеральный закон № 338-ФЗ,  с 1 февраля 2019 года нотариусы, после удостоверения договора (на основании которого возникает право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации), направляют документы на регистрацию в Росреестр, если стороны не указали об ином.

До этого времени услуга по передаче документов также предоставлялась, но это было отдельное нотариальное действие, которое оплачивалось в соответствии с тарифом. Теперь же представление нотариусом документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронной форме, будет для граждан безвозмездным.

Аналогичная обязанность возникает у нотариусов и после выдачи свидетельства о праве на наследство, о праве пережившего супруга. Сведения об удостоверенной сделке подаются нотариусом в течение текущего дня, если сторонами не предусмотрен другой срок. В случае если подача невозможна по независящим от нотариуса причинам, он обязан направить документы в Россреестр на бумажном носителе.

Какие проблемы общества должны решить нововведения?

Новые полномочия нотариусов помогут гражданам, обращающимся за нотариальным удостоверением сделок, существенно сэкономить время и снизить финансовые затраты. Так необходимость самостоятельного обращения в регистрирующий орган уйдет в прошлое. Регистрация через нотариуса позволит эффективно и быстро оформить права на недвижимость. Не придется прибегать к услугам посредников, обещающих за дополнительные деньги ускоренную регистрацию.

Кроме того, не понадобится нанимать представителей, в случае невозможности самостоятельно передачи пакета документов для регистрации через МФЦ в Росреестр, которым необходимо выдать доверенность, что приведет к лишним финансовым затратам. Данным нововведением полностью реализована идея оказания услуг в режиме «одного окна».

Информация предоставлена Федеральной нотариальной палатой
Фото: notariat.ru

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков