Генеральный план развития Нижнего Новгорода до 2030 года будет вынесен на утверждение городской Думой 17 февраля 2010 года. Публичные слушания по проекту главного градостроительного документа города признаны состоявшимися.
25 января 2009 года состоялись публичные слушания по проекту корректуры Генерального плана развития Нижнего Новгорода до 2030 года. С докладом о последней редакции проекта выступил заместитель гендиректора ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" Александр Колонтай. По его словам, 57 организации дали около 1400 замечаний по проекту Генплана. При этом департамент архитектуры и градостроительства мэрии Нижнего Новгорода представил около 400 замечаний.
По словам директора департамента архитектуры и градостроительства Михаила Романычева, при разработке проекта Генерального плана развития города администрация стремилась максимально активно вовлечь в дискуссию самих жителей. По итогам обсуждения проекта жителями и экспертами в администрацию было направлено около 3 000 предложений по проекту, каждое из которых было рассмотрено. Изначальный проект Генплана, предложенный ГУП НИиПИ «Генплана г. Москвы», в результате его доработки нижегородцами был изменен примерно на 30%.
Экологическая ориентированность
Как сообщил главный архитектор Нижегородской области Олег Рыбин, планируется произвести постепенный перенос промышленных предприятий с берегов Оки и Волги, с последующей рекультивацией берегов. Не тронут только градообразующие производства — ГАЗ и судостроительный завод «Красное Сормово», но вред от них окружающей среде тоже минимизируют, заверил чиновник.
«Основное предприятие ОАО “ГАЗ” сохраняется на занимаемой территории с учетом последующей технологической модернизации и экологизации производства», — говорится в проекте. А вспомогательные производства выносили за пределы города еще в 1990-е гг., говорил председатель наблюдательного совета ГАЗа Николай Пугин. Территория автозавода остается в генплане зоной промышленной застройки, но «делится с севера на юг санитарно-защитной зеленью», говорится в замечаниях департамента архитектуры мэрии. Проще говоря, территорию разрежет сквер, вопрос лишь в том, сможет ли предприятие найти для этого свободную землю, объясняет участник слушаний по генплану, зампред бюджетной комиссии гордумы Владимир Паченов. Производственная площадка ГАЗа расположена на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, санитарно-защитная зона внутри предприятия уже есть, ее границы Роспотребнадзор утвердил в 2007 г. и ГАЗ выполняет все условия содержания зоны, сказал «Ведомостям» представитель группы ГАЗ. Площадь автозавода и его санитарно-защитной зоны он не уточнил. По словам представителя ГАЗа, группа не комментирует новые планы городских властей. Разбивка нового сквера обойдется от 500 руб. за 1 кв. м, говорит топ-менеджер нижегородской строительной компании. Бывший менеджер ГАЗа оценил занимаемую им площадь в 43,2 га.
Ради комфорта нижегородцев авторы проекта не исключили и перенос за город международного аэропорта «Стригино», расположенного сейчас в Автозаводском районе. По крайней мере, в 2010-2013 гг. генплан предусматривает заказ технико-экономического обоснования (ТЭО) переноса. У областного правительства в отношении аэропорта совсем другие планы: определен разработчик технической концепции его реконструкции — немецкая Hochtief AG, а в феврале 2010 г. планируется объявить международный конкурс по выбору инвестора, первая фаза реконструкции оценена в 300 млн. руб. и намечена на 2020-2012 гг. До 2030 г. аэропорт фактически перенесен не будет, возле города нет другой необходимой площади «свободного неба», заверила начальник отдела планировки и межевания территорий городского департамента архитектуры Людмила Шаршукова. Но ТЭО требуется, потому что есть негативное воздействие аэропорта на ближайшие жилые районы, добавила Шаршукова. ТЭО стоит от 5 млн. руб., предполагает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
Кроме того, предусматривается улучшение состояния почв, загрязненных подвижными формами тяжелых металлов и нефтепродуктами, путем проведения санации и рекультивации почв с учетом индивидуальных особенностей каждого проектируемого участка и последних достижений науки и техники.
В первую очередь предусматривается санация почв в пределах территорий производственно-коммунальных зон Канавинская и Пролетарско-Ленинская, а также отдельных предприятий: ООО "Мясокомбинат и компания", ОАО "Нижегородский текстиль", ООО "Нижегородпродмонтаж", ОАО "Каравай", совхоз "Цветы", электроподстанция "Нагорная", "Нефтемаслозавод Варя", отводимых, согласно Генеральному плану, под жилую застройку.
Заместитель гендиректора ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" Александр Колонтай сообщил, что в проекте отражены три основных – самых крупных парка города, которые являются общегородскими, и предусмотрена оптимизация системы озеленения города. Планируется осуществить посадку зеленых насаждений, с периодичной их срезкой, последующей утилизацией на полигоне токсичных отходов и высадкой новых; усовершенствовать технологических процессов на предприятиях города, направленное на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Улучшить состояния почв также планируется благодаря применению катализаторов и нейтрализаторов, обеспечивающих очищение выхлопных газов и высококачественных видов топлива.
Также, в рамках Генплана, планируется осуществить систематический контроль за уровнем загрязнения почв на территориях детских дошкольных учреждений и больниц.
«Улучшение экологической обстановки будет достигнуто за счёт развития сети электротранспорта – суммарная протяженность сети линий трамвая к 2030 году должна составить 96 км при существующей длине 87 км. 100% существующих зеленых зон будет сохранено, хотя изначальный проект Генплана предусматривал застройку части зеленых массивов. К 2030 году нижегородцы могут ожидать и создания новых зон отдыха в районе Бурнаковской низины и станции Варя, Сормовского привоза и реки Черная и других территорий. Также от промышленных объектов будут освобождены берега Оки и Волги с последующей рекультивацией», - подчеркнул председатель горкомэкологии Лев Лаптев.
Модернизация транспортной системы города
В рамках нижегородской улично-дорожной сети планируется создание десятков новых транспортных развязок, а также модернизация общественного транспорта с использованием современных технологий.
Кроме того, до 2030 года планируется строительство новой автостанции в районе поселка Дубравный (Сормовский район). Автостанция будет размещена у обходной автомобильной дороги.
Кроме того, предполагается строительство нового автовокзала в районе ДП "Щербинки" на пр. Гагарина (Приокский район) взамен автовокзала "Нижегородский" (Советский район).
Автостанция "Канавинская" (Канавинский район) будет перенесена к Волжскому мосту у пересечения ул. Акмолинская, автостанция "Сенная" (Нижегородский район) – на Казанское шоссе в район деревни Афонино.
Сохранение исторического облика Нижнего Новгорода
Важной задачей документа является сохранение исторического облика Нижнего Новгорода путём введения регламента этажности при развитии его «исторического ядра» – зоны строгого регулирования застройки.
В границах улиц Звездинки, Студеной, Холодного переулка разрешено строительство четырехэтажных домов, по Алексеевской — пятиэтажных. Высотная застройка в центре, противоречащая регламенту высотности генплана, может быть признана ошибочной, сообщил на общественных слушаниях заместитель гендиректора НИиПИ Генплана Москвы Александр Колонтай. Поскольку население города при этом планируется увеличивать, всем в центре места не хватит, и развиваться Нижний будет за счет прилегающих территорий. Площадь города с нынешних 46 000 га к 2030 г. должна достигнуть 73 000 га, говорится в проекте генплана.
Проектом Генплана предусматривается волновой процесс роста и снижения численности населения и рабочих мест в планировочных, административных районах и секторах, а также выравнивание диспропорций между нагорной и заречной частями города.
В частности, увеличение доли проживающих в верхней части города предусмотрено для уменьшения непроизводительных транспортных передвижений по мостовым переходам через Оку.
Одновременно предполагается при общем росте числа рабочих мест уменьшение их доли в нагорной части с 43,5% до 41,5% и увеличение в заречной части города с 56,5% до 58,5% по отношению к общегородским показателям.
К расчетному сроку планируется в центральном планировочном районе рост численности населения с 253 тыс. до 309 тыс. человек и рабочих мест с 237 тыс. до 286 тыс. единиц.
При этом преимущественный рост будет происходить в заречной части центральной зоны с 50% до 53% по населению и с 33% до 41% по рабочим местам от общих показателей по центральной зоне. Соответствующее снижение доли нагорной части с 50% до 47% по населению и с 67% до 59% по рабочим местам улучшит функционирование общегородского центра, говорится в материалах Генплана.
Кроме того, предусматривается общее повышение градостроительной емкости центрального планировочного района по рабочим местам с 42% до 45% от емкости города и увеличение населения в зоне компактного города до 50-55% при существующих 40%.
Из трех городских секторов (в существующих границах города) значительный рост населения и рабочих мест планируется только в юго-восточном (объединенный южный и восточный) с общей перспективной численностью 430 тыс. жителей (при существующих 250 тыс. жителей) и 100 тыс. рабочих мест (при существующих 80 тыс.). В остальных секторах будет происходить снижение численности населения и возможны незначительные колебания количества рабочих мест при ликвидации существующих и создании новых предприятий.
В разрезе существующих административных районов прогнозируется общее увеличение количества рабочих мест по каждому району и снижение, отток населения по Сормовскому, Автозаводскому и Ленинскому районам при разуплотнении заселения жилого фонда и повышении средней жилищной обеспеченности по городу к 2030 году до 29-35 кв. м на одного человека.
По мнению разработчиков проекта Генплана, в целом данный документ создаёт условия для равномерного и сбалансированного развития всех функциональных зон города от исторического центра до периферии. «В каждом районе города должны появиться свои «микроцентры», вокруг которых будет группироваться районная инфраструктура. Центр города будет расширен за счёт выноса делового центра в заречную часть в район «Старого Канавино», что будет способствовать разгрузке «ядра» города от транспорта и более интенсивному развитию периферийных территорий», - считает заместитель директора ГУП НИиПИ «Генплана г. Москвы» Александр Колонтай.
"Задача, которую я поставил - в максимально полном объеме дать возможность людям закрепить землю около своего дома", - сказал глава города.
"Кстати, подавляющее большинство жилых домов не изъявляет желания брать много земли, но, тем не менее, есть те, кто, действительно, хочет и понимает, насколько это важно, чтобы был обеспечен комфорт вокруг многоэтажного дома", - рассказал мэр.
"Сегодня люди на основании этой проведенной работы могут обратиться и оформить землю в собственность всего дома. Тогда вопросов вообще не возникает и по поводу пристроев, и по поводу прочих объектов, которые не устраивают жителей. Такое право у вас сегодня есть", - сказал Вадим Булавинов, обращаясь к жителям города, присутствующим на общественных слушаниях.
Ранее в октябре 2009 года мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов выражал недовольство темпами межевания территорий под многоквартирными домами в городе.
С 2008 по 2011 годы жители Нижнего Новгорода должны провести формирование границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также поставить данный земельный участок на кадастровый учет. После чего жители получат право распоряжаться этой территорией.
Размер ежемесячных выплат для нижегородцев за землю под их многоквартирным домом составит 1-1,7 рубля за квадратный метр квартиры, собственником которой он является. Размер выплат будет зависеть от места расположения жилья. Например, если квартира в Автозаводском районе площадью 100 кв. м., размер выплат за землю составит 100 рублей. Если такая же квартира, но уже в Нижегородском районе, то – 170 рублей ежегодно.
В 2008 году были проведены публичные слушания о формировании границ в 2,5 тыс. многоквартирных домах. Городская администрация выразила уверенность, что к 2011 году все придомовые территории будут поставлены на учет.
«Отсутствие спешки при корректировке проекта Генплана позволило максимально сбалансировать интересы всех жителей и категорий населения. Публичные слушания в основном прошли конструктивно, и особенно радует активность, которую проявили жители Нижнего Новгорода. Хотя большинство вопросов касались судьбы конкретного двора или садоводческого участка, эта активность говорит о неравнодушии нижегородцев к судьбе нашего города. Наша задача – принять не кулуарный, а оптимальный стратегический документ, поэтому каждое из высказанных предложений по его проекту будет внимательно изучено.
Принятие Генплана после двух лет кропотливой работы состоится на заседании городской Думы 17 февраля, после чего Нижний Новгород получит новый мощный импульс для долгосрочного развития», - подытожил результаты мероприятия Вадим Булавинов.
Для справки.
Проект Генплана предполагает развитие Нижнего Новгорода как исследовательского, логистического и научного центра. Город планируется строить как динамично развивающийся центр инновационной промышленности, а также как логистический центр, так как город имеет выгодное географическое положение. Также Нижний Новгорода планируется развивать как выставочный и образовательный центр - сейчас в городе обучается 150 тыс. студентов. Также город предполагается, как центр экологической культуры, социального благополучия и эффективного управления.
Напомним также, деления Нижнего Новгорода на округа согласно последней редакции Генплана не будет. "Округа – это предложение проектировщиков. Но это понятие не входит в утвержденную часть проекта. Просто проектировщикам так было удобнее работать", - сказал директор департамента архитектуры и градостроительства Нижнего Новгорода Михаил Романычев.
«К основным положениям, который затрагивает генплан, можно отнести территориальное развитие города, совершенствование функционального зонирования, развитие улично-дорожной сети и транспорта, сохранение экологического баланса и разработка конкретной программы развития с технико-экономическими показателями», - отмечает Михаил Романычев.
«Отсутствие спешки при корректировке проекта генплана позволило максимально сбалансировать интересы всех жителей, – сказал Булавинов. – Публичные слушания в основном прошли конструктивно, и особенно радует активность, которую проявили нижегородцы. Хотя большинство вопросов касалось судьбы конкретного двора или садоводческого участка, эта активность говорит о неравнодушии к судьбе города».
Генплан – тот самый стратегический документ, отсутствие которого тормозило многие начинания. Об этом говорил накануне заместитель губернатора Валерий Англичанинов. Многие стройки не могли начаться из-за того, что было не ясно, к промышленной, жилой или рекреационной зоне будет отнесена данная территория. Принятие генплана решит эти проблемы.
Комментарии