Министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов подвел основные итоги работы за 2018 год

 

Ушедший  2018 год ознаменовался новой работой, которая никогда не проводилась в Нижегородской области. Об этом в интервью DomostroyNN рассказал глава регионального министерства имущественных и земельных отношений Сергей Баринов. Особое внимание уделялось явлениям, которые годами тормозили развитие Нижнего Новгорода и региона. О первых успехах министерства и планах на будущий год, читайте далее.


Сергей Анатольевич, каковы первые результаты деятельности министерства в 2018 году?

— Из того, что министерству удалось сделать в прошлом году, мне хотелось бы выделить наше активное участие в решении проблем «обманутых» дольщиков. В частности, удалось переформатировать вопрос, связанный с залоговым фондом Нижегородской области – это инструмент, который позволяет решить проблему заимствований.

Также нами была проведена значительная работа по формированию, разработке состава нормативной базы для решения проблем «долгостроев». Речь идет о предоставлении в аренду земельных участков за 1 рубль в год застройщикам, берущим на себя обязательство по достройке проблемных объектов. Причем это касается территорий, государственная собственность на которые не разграничена.

Еще одним результатом нашей работы в 2018 году стало создание по поручению Глеба Никитина Центра содействия строительству. Сразу скажу, что его нельзя назвать аналогом МФЦ, где люди получают различные виды услуг. Скорее это интеллектуальный центр, где будут находиться представители всех компетентных органов и структур, связанных со строительством. Там будут работать представители Кадастровой палаты, Росреестра, регионального министерства строительства, департамента градостроительства, представители местных администраций. Мы определим график работы представителей этих администраций в центре.

Кроме того, здесь будут представлены ресурсные компании, представители органов технической инвентаризации, Корпорации развития Нижегородской области и другие организации.

Это серьезный блок, где в достаточно короткое время будут решаться проблемные вопросы, связанные со строительством. На него возлагаются большие надежды, и мы планируем, что уже в 2019 году сможем в первом квартале его запустить.

В этом году был начат и другой проект — инвентаризация заброшенных объектов. Каковы первые результаты?

— Прошедший год ознаменован новой работой, которую министерство никогда не проводило в регионе - работа с заброшенными объектами, анонсированная губернатором. Чтобы она имела определенный результат и легитимность, нам пришлось разработать соответствующую нормативную базу и создать межведомственную комиссию. Сегодня мы уже имеем положительные результаты.

Собственники заброшенных объектов прислушиваются к рекомендациям комиссии, идут на сотрудничество?

— Изначально нашей задачей была идентификация владельцев, желающих менять ситуацию, восстанавливать объекты, и тех лиц, которые не желают этого делать.

Если собственник запущенного здания выражает готовность к созидательной работе, то мы включаем все возможные инструменты для его поддержки на всех уровнях. Получая поддержку от региона, владельцы объектов проявляют достаточно выраженную активность в их восстановлении.

Концертный зал «Юпитер»

Я бы не сказал, что была слишком большая проблема с концертным залом «Юпитер», но его считали заброшенным объектом. Ходили разные слухи относительно возможного его перепрофилирования, потери основной функции как концертного зала, но с нашей стороны была инициирована активная работа по данному объекту, и у инвестора возникло желание начать его восстановление.

На сегодняшний день мы видим, что работы по реконструкции здания активно ведутся, и, учитывая, что уже на 1 марта запланирован первый концерт, не остается сомнений, что «Юпитер» откроет свои двери для жителей и гостей региона в запланированный срок.

«Дом чекиста»

Еще одним сложным, но реализуемым проектом является восстановление «Дома чекиста».  Здесь была проблема, связанная с особенностями владения - у здания есть несколько собственников, которые не смогли договориться. Как этот вопрос решается?

Первой задачей была консолидация всех помещений на одном собственнике. Параллельно мы осуществляем помощь в решении вопросов, связанных с реставрацией данных объектов. Я надеюсь, что в 2019 году собственник уже приступит к работам по реставрации данного объекта.

Дом культуры имени Ленина

Следующий объект — это ДК имени Ленина, расположенный в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Недавно стало известно, что инвестор отказался от данного объекта, видимо финансово не потянул. При этом мы наблюдали его попытки проработать вопрос капитализации объекта. Недавно я общался с главой Канавинского района, мы определили пул потенциальных инвесторов, которые могут зайти на данный объект и уже готовим с ними встречи.

Объекты, переданные Нижегородской епархии

Те объекты, которые были переданы Нижегородской епархии, на сегодняшний день практически все находятся в стадии либо завершения проектирования, либо экспертизы, либо реконструкции. С епархией в этом плане нет проблем, они действуют достаточно оперативно и несут ответственность за взятые на себя обязательства. Поэтому с ними в этом плане приятно работать.

Относительно объектов, дальнейшая эксплуатация которых невозможна, будут приняты решения о сносе. Некоторые собственники готовы своими силами приступить к их ликвидации. Например, сносу подлежит здание бывшего ДК по ул. Перекопская, д.12. К сожалению, объект находится в аварийном состоянии, и восстановить его не удастся.

Однако самое важное — это то, что мы разработали системный механизм в отношении собственников, которые ничего делать не желают. Механизм этот тяжелый. С такими лицами работает целая междисциплинарная административная команда: пожарные, МЧС, муниципальные службы, Росреестр, надзорные органы в области строительства, управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. Команда выходит на объект, выявляет и фиксирует проблемы, выставляет массу штрафов, а в отношении ОКН возможно и инициирование возбуждения уголовных дел. В таком направлении работы нас поддерживают все ветви власти. Практически всю необходимую нормативную базу мы разработали, и имеем полномочия применять к владельцам различные санкции вплоть до изъятия объектов, понуждения о доведении объекта до эксплуатируемого состояния или его сноса.

 

Был переформатирован инвестиционный совет при губернаторе.  Каковы результаты работы нового органа?

— Некоторые проблемы старого инвестиционного совета можно наблюдать визуально – это многочисленные стройплощадки, огражденные синими заборами. Хотя, как выяснилось, не только инвестсовет виноват в появлении этих синих заборов и в том, что от глаз горожан и гостей города были скрыты красивейшие территории Нижнего Новгорода.

В чем заключались проблемы? Существующая ранее нормативная база и совокупность некоторых обстоятельств, создали очень комфортные условия для «притворных инвесторов», как я их называю. При минимальном инвестировании в земельный участок (1 – 5 млн рублей), они практически навсегда сохраняли за собой «занятую» недостроем территорию. Держать участки они могли до тех пор, пока ими не заинтересуется реальный инвестор, готовый их осваивать. Далее такой участок становился предметом спекуляции, торга.

Что еще повлияло на такие подходы?

— В Нижегородской области не было произведено кадастровой оценки объектов незавершенного строительства, из-за чего они не стали объектами налогообложения, и никто за них налога на имущество не платил.

Как правило, не платят эти инвесторы и за используемую землю, постоянно уклоняясь от такой обязанности. Изъять участок нельзя, потому что территория занята незавершенным объектом собственности. Получается, что «притворные инвесторы» ни за что не платят — ситуация лучше не придумаешь! Именно такого рода схемы и породили проблему «синих заборов».

Что теряет регион, когда плодит такие ситуации? Нам обещают рабочие места – в итоге их нет, как нет налогов на имущество в результате строительства, налогов на прибыль для региона. То есть социально-экономический эффект вообще не достигается, и эта проблема до настоящего времени была глобальной. Перед советом губернатор Глеб Никитин поставил задачу сконцентрироваться на таких площадках, освободить их и вовлечь в оборот. Были расторгнуты договоры, погашены записи, участки освобождены и погружены назад в земельный фонд Нижегородской области. Другой важной задачей было найти инструменты, позволяющие отсечь категорию таких «инвесторов».


Сегодня уже некоторые собственники поняли, что могут потерять свои площадки и начали их перепродавать, искать реальных инвесторов, что сдвинуло эту ситуацию с мертвой точки.

Наконец «новый» совет стал разрешать проблемные ситуации, которые сложились в прошлом. Если до этого он занимался только предоставлением земельных участков, то сейчас помогает инвесторам решить проблемы, возникшие на разных стадиях реализации проекта.

Еще очень важно то, что совет теперь занимается урегулированием вопросов между застройщиками и ресурсными компаниями. Ряд таких вопросов уже рассматривался на совете.

Под строительство каких крупных проектов были выделены самые большие территории в 2018 году?

— Конечно, на ум сразу приходит региональный онкологический центр возле поселка Новинки. Есть также проект по строительству центра детской хирургии и комбустиологии, трамплины, проект «Первый мясокомбинат» и многое другое. Но мы считаем, что регион вполне готов и к более масштабным проектам. Мы полагаем, что в 2019 году, когда будет запущена модель, связанная с комплексным развитием территорий, появятся уже действительно крупные проекты, и, соответственно, будут еще большие инвестиции.

Что представляет собой модель комплексного развития о которой идет речь?

— Сегодняшний совет нацелен на трансформацию депрессивных территорий, которые так или иначе застроены. В Нижнем Новгороде есть ряд таких территорий с разнообразной застройкой и большой разновидностью собственности – смешанная, долевая, федеральная, муниципальная, на которой расположены  жилые дома, промышленные объекты, гаражи и т.д.

Эти территории должны трансформироваться, получить современную инфраструктуру, что возможно при наличии комплексного подхода. Об этом можно говорить, когда есть крупный инвестор.

Понятно, что инвестор не может взять на себя решение всех вопросов, связанных с развитием большой территории: инженерные коммуникации, подключение к ним, благоустройство, расселение ветхого аварийного фонда. 

Взять региону или органу местного самоуправления на себя обязательство по решению этих рискованных вопросов позволяют условия договоров по комплексному устойчивому развитию. Именно этот вопрос сейчас мы прорабатываем.

Остались ли свободные участки в Нижнем Новгороде под жилищное строительство, или везде присутствует ветхая и аварийная застройка?

— В рамках программы редевелопмента мы рассматриваем проблемные земельные участки, где расположены ветхие объекты: разрушенные объекты с непонятной структурой сооружений. Таких в Старом Нижнем насчитывается около 162 участков – это то, что необходимо преобразовать для того, чтобы к 800-летию Нижнего Новгорода город предстал во всей своей красе.

Поэтому необходимо как можно скорее эти территории трансформировать, по нашей статистике, территории для развития есть.

Как изменилась работа с многодетными семьями в регионе?

— В рамках распоряжения Президента, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин поручил нам разрешить проблему многодетных семей. В чем она заключалась? Семьи, стоящие в очереди, не обеспечивались надлежащим образом земельными участками под строительство домов. Некоторые семьи стояли в очередях так долго, что за это время утрачивали статус многодетных. Словом, проблема в регионе не решалась.

Были случаи выделения участков, заросших лесом, без дорог и коммуникаций, что недопустимо - по нашему законодательству они должны быть обеспечены коммуникациями и готовы для строительства.

Была еще одна тенденция — некоторые участки вообще не застраивались, стояли пустыми, даже если и были обеспечены коммуникациями.

Для решения этих проблем, нами были предложены следующие шаги: во-первых предоставлять земельные участки в более привлекательных местах. Кроме того, теперь к таким участкам предъявляются определенные требования, чтобы исключить случаи, когда территории предоставляются в непригодных для строительства местах.

Ранее, многодетная семья имела право на пять лет заключить договор аренды, платила за него и, если на нем что-то построила, то могла рассчитывать на продление срока аренды еще на пять лет. Но если там ничего не было построено за 10 лет, то участок забирали.

Не везде, но многие муниципалитеты были готовы расторгать договоры и оставлять многодетные семьи без имущества. Это вполне произошло бы, если бы не вмешательство губернатора в процесс.

В рамках законопроекта, который был внесен губернатором в Законодательное Собрание и одобрен в двух чтениях, участки предоставляются сразу в собственность. Теперь многодетная семья, имея материнский капитал и участок, вполне может пойти в банк, оформить ипотеку и начать строиться. Более того, мы намерены отслеживать работу с банками и исследовать ситуацию с кредитованием. Будем надеяться, что принятые меры существенно изменят ситуацию с улучшением жилищных условий многодетных семей.

 

Каковы планы министерства на 2019 год?

— В этом году мы сконцентрируем усилия на нескольких направлениях. Во-первых, на редевелопменте исторических территорий в части инвентаризации, работе с собственниками и разработке мер по инвестиционной привлекательности и поддержке. Во-вторых, займемся верификацией объектов налогообложения. Ведь не секрет, что значительная часть лиц попросту не платят налог, так как к ним даже не приходят квитанции из-за различных ошибок, возникших при информационном обмене между органами власти. Кроме того, в этом году мы поставили перед собой непростые задачи по налаживанию эффективной работы с ОМСами в части разработки новых инструментов трансформации территорий, упрощения и ускорения процедур предоставления земельных участков для строительства, а также по максимальному содействию в реализации национальных проектов. 

Беседовала Елена Карал

При использовании материалов ссылка на www.domostroynn.ru обязательна.

Читайте также

Средняя цена жилья на вторичном рынке Нижнего Новгорода выросла на 5,1% по итогам 2018 года Обзоры

На 5,1% выросла средняя цена недвижимости на вторичном рынке Нижнего Новгорода по итогам 2018 года. Таковы данные экспертов Аналитического центра Группы компаний SRG. Специалисты также выяснили какое жилье пользовалось у россиян наибольшим спросом и поделились прогнозами по ситуации на рынке новостроек в 2019 году.

В декабре 2018 года нижегородцы купили больше всего квартир в новостройках Советского района Обзоры

По данным Управления Росреестра по Нижегородской области, в последний месяц зимы в Советском районе было зарегистрировало 494 договора долевого участия в строительстве. Другие районы Нижнего Новгорода продолжают ему уступать по данному показателю.

Более 1000 договоров долевого участия заключили в ноябре нижегородцы Обзоры

Наибольшей популярностью пользовались Советский и Приокский районы Нижнего Новгорода, где зарегистрировано 385 и 200 ДДУ соответственно. В остальных районах города количество договоров не достигло и сотни.

Наверх