Эпоха Возрождения: когда заработает кремлевский фуникулер в Нижнем Новгороде?

Обзоры
1122
3
Эпоха Возрождения: когда заработает кремлевский фуникулер в Нижнем Новгороде? - фото 1
Фото: Карина Гостяйкина / ДОМОСТРОЙРФ

800-летие Нижнего Новгорода стало одним из значимых событий, к которому требовалась серьезная подготовка. Выпадавший на летний период масштабный праздник обещал рост туристического потока. И чтобы с достоинством отметить юбилей, в городе начались работы по преображению улиц, скверов и парков, в том числе взялись за восстановление исторических объектов. Особое внимание уделялось территории кремля: так, возродили колокольню Спасо-Преображенского собора, манеж с Никольским храмом, церковь Симеона Столпника, а также начали восстанавливать фуникулер, работа над которым до сих пор кипит. Когда именно он начнет работу — читайте в нашем материале.

Новшество XIX века

Пожалуй, одним из главных этапов становления транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода стал запуск трамвая, а вместе с ним — появление фуникулеров. Элеватор — еще одно название фуникулера — начал историю своего существования в столице Приволжья с конца XIX века.

Как известно, местом проведения XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки стал Нижний Новгород. Грандиозное мероприятие собирались посетить сам император Николай II и другие высокопоставленные особы. И чтобы подготовиться к столь значимому событию, город необходимо было преобразить. Так, к 1896 году в прилежный вид привели улицы, разбили скверы, зажгли дуговые электрические фонари, отремонтировали дома, построили здания драмтеатра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка, павильоны и многое другое. Немаловажное событие — запуск первого трамвая, а для сообщения с выставкой провели железную дорогу с двумя фуникулерами-подъемниками, один из которых находился на Похвалинском съезде, а другой — на территории кремля. Оба объекта строила «Финляндская компания легкого пароходства» петербургского предпринимателя Рафаила Фон Гартмана.

Эпоха Возрождения: когда заработает кремлевский фуникулер в Нижнем Новгороде? - фото 1
Фото: Нижегородский Кремль / kremlnn.ru/

Фуникулер, что располагался в кремле, соединял конечную остановку трамвайной ветки на Рождественской с трамвайной линией, которая шла через Большую Покровскую. К слову, сегодня напоминанием о том, что некогда по главной пешеходной улице города ходили трамваи, служит частичка рельс и декоративный вагончик, установленные напротив дома № 15.

Кремлевский фуникулер имел интересную конструкцию: он состоял из верхней и нижней станций, которые находились непосредственно на территории крепости и за ее пределами, а сами вагончики со скоростью 1,5 метра в секунду частично проходили через туннель под пряслом стены между Северной и Часовой башнями. Он был устроен по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог — рельс с зубчиками между основными рельсами не позволял кабинке скатываться вниз. В движение механизм приводился с помощью воды, которая играла роль противовеса: под ее тяжестью вагончик двигался вниз, а сцепленный с ним второй — поднимался вверх. Вода сбрасывалась в специальный колодец. Общая длинна фуникулера составляла около 133 метров.

Однако фуникулер прослужил недолго: в 30-е годы XX века трамвайное сообщение между верхней и нижней частями города уже было достаточно хорошо развито, поэтому потребность в кремлевском элеваторе отпала и его закрыли. Туннель засыпали, место прохода фуникулера забетонировали. От подъемника осталось лишь напоминание в виде руин.

Наше время: этапы возрождения фуникулера

Идея о воссоздании кремлевского фуникулера не давала покоя нижегородским властям долгое время. Планы по возрождению исторического механизма обсуждались задолго до 800-летия Нижнего Новгорода: разработка документации началась еще в 2007 году, но позднее работу над ней приостановили. В 2010 году, когда кремль передали из федеральной собственности в областную, проект вновь возобновили — тогда хотели построить фуникулер к 400-летию нижегородского ополчения, то есть к 2012 году. Как мы видим, планам не суждено было сбыться. Серьезным поводом для реализации крупномасштабного и дорогостоящего проекта стал юбилей Нижнего Новгорода. А разработки прошлых лет решили использовать при подготовке нынешней проектно-сметной документации.

Чтобы успеть отстроить объект к значимой для нижегородцев даты, за короткий промежуток времени необходимо было выполнить противоаварийные и строительно-монтажные работы на склонах, а также приобрести необходимое оборудование. Однако уже на первых порах возникли трудности: во время проектирования разработчики выявили оползнеопасные процессы на участке склона между Ивановской и Тайницкой башнями. Из-за дополнительных геологических изысканий и разработки противооползневых мероприятий график реализации проекта изменился.

Фото: Елена Волисова/ДОМОСТРОЙРФ

Но были и положительные моменты. Например, во время раскопок в 2019 году на месте строительства фуникулера археологи обнаружили ценные исторические объекты — резервуар для запаса воды и чугунные трубы, по которым вода подавалась в вагончик на верхней станции. Таким образом, благодаря находкам удалось узнать, как работали механизмы элеватора столетия назад. Также были обнаружены артефакты XVI—XVII вв., которые позволили узнать о жизни нижегородцев былых времен и открыть новые страницы истории города.

Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области

Только к концу марта 2021 года стал известен подрядчик для восстановления фуникулера — им оказался ГП, НО «ДиРОН». Компания предложила выполнить работы всего за 319,2 млн рублей, снизив начальную стоимость контракта почти на 10 млн рублей. Тем не менее, за прошедшие годы стоимость строительства взлетела почти в четыре раза — до 1,3 млрд рублей. Подорожание связано со сложностью проекта и ростом цен на стройматериалы.

Юбилей Нижнего Новгорода постепенно приближался, а работы на объекте все никак не заканчивались. В августе прошлого года в Нижний Новгород доставили стилизованный под старину вагончик. «Начинка» кабинки, как и у ретро-трамвая, современная. В отличие от своего предшественника, современный фуникулер будет работать на электрической тяге, поэтому для перевозки пассажиров достаточно одного вагончика, вместимость которого составляет до 40 человек. Он будет частично проходить под кремлевской стеной через туннель шириной 6,4 метров. Дорога в пути займет две минуты.

К этому же времени были завершены дополнительные работы по укреплению склонов и стены, параллельно шло строительство станций фуникулера. Накануне празднования юбилея стало понятно, что прокатиться на подъемнике явно не получится, по крайней мере в ближайшие месяцы. Затем сроки переносили с августа на конец декабря 2021 года, после — на лето 2022. Последний раз сдать объект обещали в конце текущего года.

О дате запуска кремлевского фуникулера

Точных дат запуска фуникулера на территории кремля пока нет, однако работы на объекте активно ведутся. О ситуации на объекте рассказал управляющий делами облправительства Тимофей Шульга 24 октября на заседании комитета Заксобрания по бюджету. По его словам, уже возведена на современный манер верхняя станция площадью 687 квадратных метров, которая находится у Северной башни. Отмечается, что часть здания отдадут под кафе, для которого сейчас закупают мебель и оборудование. Кроме того, у посетителей появится возможность через стеклянный пол увидеть элементы водонапорной башни, которые выкопали археологи. Готовность верхней станции на конец текущего месяца составляет порядка 95%: осталось лишь завершить электромонтажные работы и благоустройство территории.

Фото: Светлана Малютина / ДОМОСТРОЙРФ

Нижняя станция площадью свыше 1200 «квадратов» у площади Народного Единства пока еще в процессе строительства. Работы выполнены на 70%. Постепенно прорисовываются декоративные элементы: согласно концепции, фасады павильона у основания склона приближены к первоначальному облику станции прошлых столетий. Внутри не планируется никаких залов — она предназначена для входа и выхода пассажиров. Осталось доделать фасадные, кровельные и отделочные работы.

Фото 1: Светлана Малютина / ДОМОСТРОЙРФ; Фото 2: Нижегородский Кремль / kremlnn.ru/

Шульга отметил, что туннель является наиболее сложной частью строительства. Протяженность рельсового пути с уклоном 22,57° составит 134 метра, из которых 68 метров — туннельная часть трассы, а перепад высот между станциями — 51 метр.

«Туннель под кремлевской стеной уже пройдет, забетонирован. Строители заканчивают в районе подпорных исторических стен монтаж опалубки и арматуры. Рассчитываем в ближайшие недели принять бетон и завершить бетонирование наклонной части, затем — перейти уже к закрытию туннеля, а также к работам по водоотведению», — рассказал он.

Эпоха Возрождения: когда заработает кремлевский фуникулер в Нижнем Новгороде? - фото 2
Фото: Светлана Малютина / ДОМОСТРОЙРФ

Во время работ возникло большое количество трудностей, связанные с разработкой проекта. Принятые в качестве исходных данных документация не учитывала множество факторов, которые включают текущий статус границы земельных участков, необходимо было дополнительно определить и передать в управление делами существующие инженерные сети, а также актуальное состояние склонов. Как объяснил Шульга, реализация проекта также затянулись из-за сложности объекта, поэтому множество работ приходится выполнять вручную.

«Крутизна склонов такова, что очень много материалов и механизмов приходится подавать вручную», — пояснил управляющий делами правительства.

Кроме того, много времени занял процесс укрепления слонов и стен: так, для сохранения и укрепления кремлевской стены от Северной до Часовой башни было пробурено и инъектрировано специальным раствором 8150 отверстий.

Эпоха Возрождения: когда заработает кремлевский фуникулер в Нижнем Новгороде? - фото 4
Фото: Светлана Малютина / ДОМОСТРОЙРФ

В ближайшее время начнется монтаж оборудования фуникулера: ООО «Доппельмайер Раша» планирует завершить эти работы до наступления новогодних праздников.

«Планируем завершить строительно-монтажные работы к концу года. Надеемся, никакие форс-мажоры не помешают нам это сделать», — рассказал Шульга.

На заседании депутат Юрий Лебедев порекомендовал не спешить с запуском фуникулера и выполнить всю работу качественно, а ввести в эксплуатацию — весной или летом. Данное предложение поддержал и Дмитрий Краснов, отметив, что дальнейшем фуникулер станет новой точкой притяжения туристов.

«Советую по максимуму сделать все работы, а запустить все-таки ближе к лету. Мне кажется, это будет более безопасно и понятно», — заключил Лебедев.

Что касается стоимости поездки на фуникулере, то информации о ней, как и сведений о расходах на содержание подъемника, ещё нет. Данный вопрос будет обсуждаться совместно с городской администрацией и региональным министерством транспорта и автомобильных дорог.

Несомненно, возрождение кремлевского фуникулера, как и прочих объектов, важно с исторической точки зрения — все-таки когда-то такой подъемник был первым в России. Стоит учитывать и то, что перед началом строительства археологами были найдены уникальные артефакты, которые рассказали об истории Нижнего Новгорода.

Однако будет ли он пользоваться большой популярностью среди нижегородцев — большой вопрос. К тому же, как отметили сами депутаты, столь дорогостоящий проект прибыльным не будет. Вероятнее всего, новое транспортное средство станет ещё одной локацией для привлечения туристов — именно на них делают ставки нижегородские власти.

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
сергей
Когда то был проект и канатной дороги от стен кремля на стрелку к Храму Ал Невского
Александр
Какой смысл этого фуникулера? Лучше бы обновили трамваи и автобусы.
Ольга
Спасибо за интересный рассказ
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков