«Нижнему Новгороду нужен мастер-план по подсветке» - Роман Улитин

Мнение эксперта
321
0

«Нижнему Новгороду нужен мастер-план по подсветке» - Роман Улитин

Архитектурная подсветка зданий  — относительно новое явление для столицы Приволжья. Одними из первых это направление начали развивать специалисты компании «Люмос». Сейчас на их счету несколько знаковых объектов на территории города и области. О первых шагах в этой сфере и планах на будущее корреспонденту ДОМОСТРОЙРФ.РУ рассказал директор компании Роман Улитин.

Роман, как Вы начали заниматься подсветкой зданий?

«Нижнему Новгороду нужен мастер-план по подсветке» - Роман Улитин - фото 1

 — У нас семейная компания. До того, как мы пришли в эту нишу, у нас было свое производство наружной рекламы: мы изготавливали вывески.

Десять лет назад мы перестроили наш семейный загородный дом и решили его подсветить. И он будто ожил: когда ты подъезжаешь, дом тебя уже встречает — подсвечены дорожки, создаётся особая атмосфера. Теперь соседи по коттеджному поселку, когда объясняют своим друзьям, как проехать, говорят: «Вот проезжаешь дом с подсветкой…». Это стало нашим первым проектом. Мы были так впечатлены результатом, что решили всерьёз заняться этим делом.

Мы начали развиваться в этом направлении, узнавать про светодизайн и все виды освещения. Сегодня в университетах не учат этому. Есть только частные школы. Поэтому мы — самоучки: всё давалось нам методом проб и ошибок. Уже на протяжении десяти лет мы повышаем свою экспертность в освещении. Ищем курсы, общаемся в кругу экспертов, совершенствуя навыки.

Кто был вашими учителями?

— Техническим аспектам светодизайна мы обучались в школе LIDs, а свое художественное видение и вкус мы ежедневно развиваем, изучая работы специалистов с мировым именем

У вас есть конкуренты?

— Нет. Конкуренция на нашем рынке бессмысленна. Все мы делаем классное дело и можем друг другу помогать. В России столько зданий без должного освещения, что хватит на всех.

Как вы относитесь к тому, что подсветкой занимаются архбюро?

— Я всегда призываю архитекторов сотрудничать с нами, ведь мы умеем делать так, чтобы выигрывали все — и заказчики, и архитекторы. Есть архитекторы, которые сами рисуют свет и делают это хорошо. Но эта тема занимает много времени и внимания. Им гораздо удобнее работать с нами — мы сделаем качественно и в срок.

Хочу отметить, что у нас в Нижнем Новгороде есть удачные и очень неудачные примеры того, как делают люди, с точки зрения светодизайна. Что-то делают со вкусом, а что-то — без, но хорошо, что это вообще делается.

В чем состоит специфика вашей работы?

Наша специализация — фасадное, ландшафтное и интерьерное освещение. Мы закрываем вопрос «под ключ»: проектируем, подбираем оборудование, осуществляем электромонтаж. Подбираем разные сценарии освещения, чтобы на каждый повод был подходящий свет. Так мы создаём нужную атмосферу на каждый день.

Используем технологии «умного дома». Например, когда человек едет домой, говорит смартфону: «Алиса, я подъезжаю». И включается подсветка парковки, забора и фасада. Говоря: «Алиса, праздник», — включается подсветка растений, кустарников, высоких деревьев. Где-то цветная, где-то монохромная.

Расскажите о ваших наиболее удачных проектах.

Мы верим, что каждый проект, который мы реализуем, удачный. Например, ресторан «Соляная биржа». Мы всегда очень плотно работаем с заказчиком. Тут для подсветки моста требовались фонари на опорах. Они (заказчик, прим.) хотели заказать дизайнерские опоры из Италии, но мы изготовили их сами на своём производстве. По качеству оказалось даже лучше, ведь мы продумали конструкцию, чтобы было удобно всё зафиксировать.

Кирпичный завод «Керма» в Афонино — запоминающийся образ. Здание стоит у трассы, и автомобилисты снижают скорость, когда проезжают мимо. Хотят рассмотреть

Есть у нас и жилые комплексы, например, «Сергиевская Слобода». Так совпало, что здание стоит напротив Кремля. Ещё до встречи с архитекторами, мы поняли их задумку и показали выгодные стороны здания. Уверен, это хорошо скажется на продажах квартир, на уровне и качестве жизни.

Еще одно направление — памятники архитектуры. В преддверии 800-летия города оно очень актуально. Кстати, в Дзержинске к 90-летию города мы сделали парковую арку. Даже коллеги по цеху отметили, что качество подсветки арки соответствует международному уровню.

Расскажите подробнее о работе над парковой аркой.

«Нижнему Новгороду нужен мастер-план по подсветке» - Роман Улитин - фото 2

— Работа проделана огромная. Мы правильно подобрали световую температуру белого, чтобы создать объём: колонны сделаны белым нейтральным светом, а внутренние пространства — теплым. Где это нужно, свет направлен в потолок и рассеивается вниз, чтобы лампы не светили в глаза прохожим. Буквы «Парк культуры» на фризе здания мы сделали читабельными на белом фоне, изменив мощность светильников, т. к. любой светильник с завода будет настолько мощным, что произойдет световой ожог и букв не будет видно.

Что бы вы хотели изменить в существующей подсветке нижегородских зданий?

— Я бы отметил подсветку храмов в нашем городе — можно сделать заметно лучше. Объясню на примере собора Александра Невского. Ранее он был подсвечен теплым янтарным светом. Получался красивый эффект зажженной свечи: где-то вспышка более яркая, где-то фоновое мягкое освещение. С применением новой подсветки сам храм стал визуально больше, если смотреть с Канавинского моста или Нижневолжской набережной. Однако, образ зажженной свечи, уюта и спокойствия был утрачен. Я уверен, специалисты сделали все, что от них требовалось и даже больше. Скорее всего, именно задача — «заменить светильники на светодиодные» перед ними и стояла. С точки зрения электромонтажа, они сделали сложный проект. У нас же есть этап, когда мы примеряем светильники на здании, и тут я бы внес коррективы — попросил бы подобрать светильники с более теплым и не таким мощным светом. Я бы сделал более акцентное свечение.

Есть, конечно, действительно неудачные примеры и в нашем городе, и в целом по России.

Какие?

— Знаете, как в Волгограде подсветили «Родину-мать»? Раньше была очень удачная подсветка. Светильники с нужными характеристиками были установлены на большом расстоянии от памятника. Было видно каждую складку, была динамика, объём, свет и тень. Сейчас же просто вплотную поставили светильники. При этом, выполнили сложный технически проект. Но, скорее всего, в компании не было светотехника в штате, который застраховал бы от таких ошибок.

Квартиры в новостройках с отделкой под ключ
1 093 предложения в Нижнем Новгороде
Смотреть

А если говорить о позитивных примерах, что Вам понравилось?

Мне очень понравилось, как подсветили здание АО ИК «АСЭ» на площади Свободы. Неплохо подсветили концертный зал «Юпитер». Кстати, это одна из наших задумок, которую мы предлагали на стадии реконструкции.

Еще Шуховская башня. Мне кажется, она подсвечена даже лучше, чем телебашня на улице Белинского. Красиво же!

Какой город кроме двух столиц хорошо подсвечен?

— Казань. Этот город подсвечивается с момента подготовки к его тысячелетию. Мое личное мнение — благоустройство города — долгий и сложный процесс, ошибки неизбежны. Со временем люди поймут, как должен выглядеть город. Казань в этом плане сделана потрясающе. Проводятся экскурсии по ночному городу, где туристы на фоне подсвеченных зданий фотографируются. И мы к этому тоже придем. Подсветить город, как полагается, сразу — это, скорее, утопичная идея.

Как Вы думаете, Нижний Новгород хорошо подсвечен?

«Нижнему Новгороду нужен мастер-план по подсветке» - Роман Улитин

— Нижний Новгород пока еще не подсвечен. Следующий этап для нашего города — создание мастер-плана подсветки, где все будет четко регламентировано. Тогда не будет на историческом здании подсветки, как в Лас-Вегасе. У нас был такой пример: напротив концертного зала «Юпитер» было заведение в роде казино. Оно было слишком ярким, и на «Юпитер» шла мусорная засветка. Это неправильно.

Конечно, нельзя сказать, что город нужно подсвечивать только в сдержанных тонах. Где-то уместны и яркие вывески, но определенные «правила игры» должны быть.

Город Сеул в Южной Корее хорошо видно из космоса из-за его подсветки. Это плохо?

— Для меня это потрясающе, а для птиц — плохо. Когда в городе из-за подсветки ночью светло как днем — это световое загрязнение. С ним можно бороться, делая светильники менее яркими и выставляя акцентное освещение.

В Москве и Санкт-Петербурге, естественно, есть световое загрязнение. Но это проблема очень развитых городов, до которой нам еще далеко. Пока есть возможность более грамотно подойти к вопросу освещения.

Столица Приволжья активно готовится к 800-летию, какой вклад в это вносит ваша компания?

— К 800-летию города реализуется множество проектов по реставрации памятников архитектуры. На части из них мы реализуем проекты освещения. Например, Красный флигель кадетского корпуса в Нижегородском Кремле (11 корпус).

Еще ведем работы по пусконаладке системы освещения стен и башен кремля. Подсветить Кремль я мечтал еще 10 лет назад. В какой-то мере мечта исполнилась.

Тут мы работаем по уже готовому проекту, но и в пуско-наладке много сложных моментов, которые мы решаем. Например, на площади Минина и Пожарского уже светилась Дмитриевская башня, но кто-то в соцсетях написал, что цвет багряно-красный, как кровь налогоплательщиков. Мы должны были это исправить — подобрать свет, который будет всем нравиться. Светить RGB-светильником красиво на красную стену — не самая простая задача. Мы несколько ночей потратили, чтобы подобрать правильный цвет: нашли такую комбинацию мощности свечения, чтобы это был именно тот цвет. Такие задачи пуско-наладки очень сложные и ответственные. От этого зависит успех всего проекта.

Почему нельзя поставить цветные линзы?

— Просто линзу на каждый светильник не поставишь. На Кремле сейчас установлено около тысячи светильников. Если мы закажем тысячу линз, а они не подойдут, придётся заказывать новые линзы, устанавливать, и на это уйдет много денег. Поэтому делается тонкая настройка, и это более удобный вариант. В праздник можно будет поменять свечение на белое — мы можем этим управлять, ведь подсветка многофункциональная.

Еще одна сложность в том, что Кремль благоустраивают со всех сторон: помимо нас работают смежные организации. У всех свои задачи. Под землей проложены коммуникации, которые питают свет, а экскаватор или бульдозер может их перебить. Подобные организационные задачи мы тоже решаем.

Если вы так мечтали сделать подсветку Кремля, то почему проект не ваш?

— Мы небольшая семейная компания, специалисты-ремесленники. Освещение стен Нижегородского Кремля — большая система, в которую входит почти тысяча светильников, для нее требуется серьезная проектная документация. И нужно человек 20, чтобы все подготовить. Мы пока не доросли до таких масштабов, это наша зона роста.

Что еще мечтаете подсветить?

— Я бы, сделал для нашего города опоры Борской канатной дороги. Посмотрите, какие там опоры, и вспомните Эйфелеву башню. Складывается картинка?

Еще я мечтаю сделать выставку светодизайна. У нас в городе есть компания dreamlaser, которая запустила ЦЕХ — площадку для выставок аудиовизуального искусства. Они занимаются управляемым, динамичным светом. Мы же при помощи света и тени можем создавать объекты, на фоне которых люди будут фотографироваться. И готовы показать, какие вещи можно сделать с помощью статического света.

А конкретные планы есть?

«Нижнему Новгороду нужен мастер-план по подсветке» - Роман Улитин - фото 3

— Да, в работе у нас остается ЖК «Сергиевская слобода», 11 корпус Нижегородского кремля, Ильинская, 69. В планах еще два храма, один из которых в Дзержинске. Городской фонтан, много частных коттеджей. В 2021 году нам предстоит очень большой объем работ, но большинство объектов ещё на стадии переговоров. Пока мы работаем только по городу и области, но планируем экспансию в соседние регионы.

В Нижнем Новгороде растет спрос на красивую архитектурную подсветку?

— Да. Но по России он растет гораздо активнее.

Если бы Вам представилась возможность составить план по иллюминации города, какие здания бы в него вошли?

 — Каждое здание, у которого сейчас ремонтируется фасад, правильнее было бы и подсветить. Я бы взялся за жилые многоквартирные комплексы, потому что Нижний Новгород — это не только красивый исторический центр, но и жилые районы.

В каждом районе есть необычные здания, которые при помощи подсветки можно превратить в арт-объекты. Например, из здания библиотеки имени Островского на гордеевке можно сделать космический корабль. Такой арт-объект стал бы новым центром притяжения для горожан. Важно сделать хорошо и мосты.

В Нижнем Новгороде сложно работать со светом?

«Нижнему Новгороду нужен мастер-план по подсветке» - Роман Улитин - фото 3

— Старая часть города охраняется государством, работать с ней — огромная ответственность.

Еще есть много новых жилых комплексов с красивой архитектурой, которые пока не подсвечены, и это большая зона роста для нас. Архитектура Нижнего Новгорода развивается, и она должна развиваться. Есть новые дома, та же «Сергиевская слобода». Еще мне нравится «Атлант», «Дом на Свободе», «Симфония Нижнего». Даже микрорайоны с одинаковыми домами можно красиво подсветить.

ТЦ «Небо», «Лобачевский Плаза», как относитесь к такой архитектуре?

— Я был в юном возрасте, когда эти здания строились, и сейчас я к ним отношусь как к неотъемлемой части Нижнего Новгорода. Каждую постройку можно выгодно украсить светом. Я бы хотел работать с такими зданиями, ведь это серьезный вызов для нас.

От чего зависит подбор тонов подсветки?

— С помощью холодного света можно создать ощущение чистоты и опрятности. С помощью теплого света создается атмосфера уюта. Многое зависит от фасада: если фасад деревянный или кирпичный, то ему подойдет теплый свет. Если фасад из керамогранита — холодный свет будет кстати.

Насколько затратное украшение фасадов светом и тенями?

— Это зависит от размера здания, количества светильников и их стоимости. Есть более дорогие и качественные светильники, есть идеальное соотношение цена-качество и есть приборы низкого качества. С третьим типом мы принципиально не работаем. Можем подготовить проект, но от его реализации откажемся, либо не будем давать гарантию на светильники низкого качества.

Как часто меняется мода на архитектурную подсветку?

— Мода зависит от новых технологий, которые появляются на рынке. Сейчас очень актуален и популярен янтарный цвет освещения. Я ещё не видел, чтобы это применял и у нас в городе. Если раньше были светильники RGB — управляемые, и можно было сделать любой цвет, то сейчас в моде светильники с технологией TW (Tunable White), которая позволяет менять цветовую температуру белого на светодиоде, создавая динамику теплого и холодного света. Все здания на улице можно записать на одну программу и сделать динамическое освещение. Это будет завораживающе. Кажется, это было реализовано в Сингапуре. Для нашего города это пока дороговато.

Туристы часто привозят фотографии фонтанов в Дубае. Насколько возможно реализовать нечто подобное в Нижнем Новгороде?

 — Технологически это очень сложные проекты. Мы разбираемся в этом, можем такие проекты реализовывать. Важно, чтобы не было контраста, как в условном Занзибаре: где-то богатая подсветка, а где-то ее нет вовсе.

Динамическую подсветку, как в Дубае, я бы применил на таком объекте, как метромост. В отличие от Канавинского моста, метромост расположен в более индустриальной части города, и его форма позволяет применять такие решения. Динамика не должна быть аляпистой. Световые акценты хорошо выглядят в монохромном окружении.

Продолжая тему яркой подсветки, как Вы относитесь к новогодней иллюминации?

— Она очень важна для создания ощущения праздника. Но стоит понимать, что она приходит в негодность после 2–3 лет использования. И приходится опять тратить крупные суммы на закупку новых гирлянд. Самое оптимальное — это сделать хорошее архитектурное освещение города, и потом на новогоднюю подсветку потребуются не очень большие вложения. Достаточно сделать несколько ярких акцентов. Кроме того, ее будет легче обслуживать.

Я могу привести положительный пример новогодней подсветки. У нас хорошо подсветили «Сыроварню» рядом с «Юпитером». О новогодней иллюминации лучше думать ещё в сентябре, а не перед Новым годом, когда уже все скуплено.

Про эксплуатацию иллюминации Вы рассказали, а как ухаживать за системой освещения?

—  В идеале она не требует какого-то особенного ухода. Просто 1–2 раза в год светильники надо протирать, иногда менять лампочки. На качественные светильники даётся большая гарантия, и они работают дольше. Например, производитель светильников, с которым мы работаем на многих объектах, дает гарантию шесть лет.

Вы не думали открыть свою школу светодизайна?

—  Мы сейчас работаем в этом направлении, но не хватает часов в сутках. После Нового года будем создавать школу светодизайна и собирать команду специалистов, кто будет рисовать и проектировать правильный свет. Так мы дадим больше пользы обществу.

Какое нужно образование, чтобы начать заниматься светодизайном?

—  В идеале — архитектор, дизайнер или же техническое образование, чтобы понимать, как подбирать и монтировать светильники. Можно нарисовать картинку, и она будет красивая, но невыполнимая.

Светодизайн — это больше про чертежи и цифры, или про творчество?

—  Это сплав. И без того, и без другого светодизайн не может существовать. Именно потому, что он расположен на стыке наук, очень сложно ввести по нему образование. У нас, естественно, будут разграничения: дизайнеры, которые будут все это рисовать, а также люди, которые все это спроектируют. Мы уже сейчас понимаем, как это все разделить, чтобы людям было комфортно работать.

Автор: Мария Сорокина
Фото: Роман Улитин, Алёна Надточеева, Юлия Горохова; 
 Наталия Атьянова, Ирина Белова/ ДОМОСТРОЙРФ

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков