Нижегородцам рассказали о системе промышленного дизайна в СССР и его создателях

Репортажи
19
0

В последний день работы выставки История российского дизайна 1917-2017 нижегородцы узнали о системе промышленного дизайна в СССР и о Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики ВНИИТЭ

В последний день работы выставки «История российского дизайна 1917-2017» 19 августа нижегородцы узнали о системе промышленного дизайна в СССР,  а также о Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ). О проектах института, которые так и остались в немногочисленных архивах, нижегородцам рассказала директор по развитию Московского музея дизайна Ольга Дружинина.

Именно ВНИИТЭ разработали известный всем государственный знак качества СССР. Производителей обязали согласовывать свою продукцию с институтом, но это продлилось недолго и привело к многочисленным конфликтам.

По мнению Ольги Дружининой, тот факт, что многие разработки сотрудников  ВНИИТЭ так и не увидели свет, связан с несовершенством технологий производства, плановой экономикой, а также с целым рядом ограничений. Как пояснила эксперт, зачастую, производителям товаров массового потребления было невыгодно пересматривать разработки своих штатных художников-конструкторов.

Нижегородцам рассказали о системе промышленного дизайна в СССР и его создателях - фото 2

«Представьте себе, была плановая экономика. У директора завода есть план — выпустить 1000 пылесосов в месяц, а в следующем — 1,5 тысячи. А ему сотрудники ВНИИТЭ говорят, что эти пылесосы плохие, неудобные. Чтобы они стали лучше, нужно сдвинуть ручку на два сантиметра. На это руководитель отвечал, что ему нужно остановить линию и полностью изменить рабочие чертежи. Поэтому, возможно они и хотели сотрудничать, но не могли по каким-либо причинам. Кто-то боялся увольнения, кому-то было лень, кто-то считал, что это приведет к излишней волоките. В это все нужно было вложить деньги, - пояснила Ольга Дружинина. - Хотя были случаи, когда директор завода мог сказать: «Пока я жив, вы здесь ничего не внедрите, мне это не нужно». Не было конкуренции,  все и так покупалось».

Как рассказала Ольга, сегодня от огромного института, состоящего из нескольких филиалов в бывших республиках СССР, почти ничего не осталось. При этом ведется работа по восстановлению его архивов и наработок. По ее словам, специалисты ВНИИТЭ стали первыми, кто перестал заниматься копированием зарубежных разработок и начал предлагать что-то новое, оригинальное. Стоит отметить, что при разработке тех или иных вещей, специалисты института придавали большое значение экспериментальной части. Тщательно изучив взаимодействие вещей, предметов интерьера, техники с человеком при помощи сотен датчиков, они могли рекомендовать свои разработки производителям.

ВНИИТЭ и городская среда

Не стала исключением и городская среда. К ее проектированию сотрудники ВНИИТЭ подходили, изучая поведение человека, функции предметов, а также их взаимодействие.

«ВНИИТЭ начинали проектирование городской среды со сценарного моделирования. Например, они рисовали картинки и анализировали, как человек себя ведет в пространстве, пытались понять, что ему нужно от пространства, - рассказала Ольга. - Приведу на примере тех же лавочек. В парке нужно ставить лавочки со спинкой почему? Предполагается, что человек проведет на ней некоторое время, присядет, облокотится на спинку и почитает книжку. Если эта лавочка стоит на остановке транспорта или в центре дороги, то человек присядет на нее лишь на какое-то время, ему не понадобится спинка. К такой лавочке подход должен быть обеспечен со всех сторон - чтобы больше людей поместилось. Прежде чем поставить лавочку, специалисты института старались понять, как эта лавочка потенциально, конкретно в этом месте, будет использоваться».

Ольга Дружинина считает, что необходимость создания организации, которая занималась бы созданием проектов в области промышленного дизайна, формированием предметно - пространственной среды и прочими разработками, остается актуальной. Как и ВНИИТЭ, такая организация должна задавать тон и рекомендовать направления. По мнению эксперта, инициировать ее создание должно министерство промышленности, сами производители, а возможно и бизнес.

Что касается выставки «История российского дизайна 1917-2017», то по словами Ольги Дружининой, экспозиция оказалась востребованной в Нижнем Новгороде - ее организаторам даже пришлось печатать дополнительные буклеты. К слову, они издавались как на русском, так и на английском языках. За время Чемпионата мира по футболу 2018 года в Главном ярмарочном доме побывало немало иностранцев.

Автор: Елена Карал

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков